Мой блог - для учеников и учителей. О целях и структуре блога можно прочитать здесь.

О том, каким я вижу современного учителя, можно прочитать здесь.

вторник, 5 июля 2011 г.

Эссе по обществознанию. Часть 1.

Я не знаю сейчас, сколько будет частей, догадываюсь, что не две, и не три, а потому начинаю сейчас, чтобы в последующем возвращаться к этой теме не единожды. Это единственное альтернативное задание в рамках Единого Государственного экзамена, кроме того, это задание, за которое, в случае успешного его выполнения, выставляется максимальный первичный балл - последние два года - пять. Сегодня я хочу поговорить о структуре эссе, о возможных ее вариантах.


Вариант 1. Этот вариант описан доктором педагогических наук Е.В. Киприяновой в статье Как научиться писать эссе по обществознанию на "непревзойденно"?
Структура эссе определяется предъявляемыми к нему требованиями. Мысли автора эссе по проблеме излагаются в форме коротких тезисов (Т). Мысль обязана быть подкреплена подтверждениями - поэтому за тезисом следуют аргументы (А). Аргументы - это факты, явления публичной жизни, действия, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные подтверждения, ссылки на мировоззрение ученых и др. Лучше приводить два аргумента в пользу каждого тезиса: один аргумент кажется неубедительным, три аргумента могут "перегрузить" изложение, выполненное в жанре, ориентированном на краткость и образность.
таковым образом, эссе приобретает кольцевую структуру (количество тезисов и аргументов зависит от темы, избранного плана, логики развития мысли):
вступление
тезис, аргументы
тезис, аргументы
тезис, аргументы
заключение
Заметим: вступление и заключение фокусируют внимание на проблеме (во вступлении она ставится, в заключении - резюмируется мировоззрение автора).
Учащимся нужно напоминать о значении выделения абзацев, роли бардовых строк, логической связи абзацев: так достигается целостность работы.
Вариант 2. Многократно описан в своих пособиях А.Ю. Лазебниковой, например, здесь: ЕГЭ 2009. Обществознание: Репетитор / А.Ю. Лазебникова, Е.Л. Рутковская, М.Ю. Брандт и др.— М.: Эксмо, 2009
К структуре экзаменационного эссе строгих, формализованных требований не предъявляется. По крайней мере их нет в рассмотренных критериях оценивания. Напомним, что своеобразие эссе как литературного жанра проявляется, в частности, в его композиционной свободе. «Из формальных требований к эссе можно принять только одно — наличие заголовка. Внутренняя структура эссе может быть произвольной» (К. Митрофанов, В. Шаповал).
Данное утверждение нуждается в корректировке, если речь идет о письменной работе в рамках Единого государственного экзамена по обществознанию. Не будем забывать о временных ограничителях, которые влияют как на написание, так и на проверку эссе. Выбор между композиционной свободой, подчеркивающей художественные достоинства сочинения, и строгой структурой, позволяющей четко высказать и аргументировать личную позицию автора, в данной ситуации в значительной степени предопределен.
Начинать эссе целесообразно с ясного и четкого определения личной позиции: «Я согласен с данным мнением», «Я не могу присоединиться к этому утверждению», «В данном высказывании есть то, с чем я согласен, и то, что кажется мне спорным» (способов выразить свое согласие или несогласие, естественно, очень много).
Уже в следующем предложении уместно сформулировать понимание высказывания, ставшего темой эссе. Экзаменаторы должны убедиться в том, что выпускнику ясен его смысл. Не стоит дословно повторять утверждение, ставшее темой эссе. Важно так сформулировать его основную мысль, чтобы стал очевиден контекст, определяющий ее содержание и сущность.<...>
Основная часть эссе представляет собой относительно развернутое изложение собственного мнения выпускника относительно поставленной проблемы. Каждый тезис необходимо аргументировано обосновать, используя факты и примеры из общественной жизни и личного социального опыта.<...>
В заключительном предложении (абзаце) подводятся итоги работы. Иногда бывает уместно перечислить вопросы, которые связаны с темой, но остались нераскрытыми, или указать на аспекты и связи, в которых рассмотренная проблема приобретает новое измерение.
Вариант 3. Возможно, он тоже где-то опубликован, не встречала. Опираюсь на свои записи с лекции О.В. Кишенковой, прослушанной несколько лет назад в Челябинском институте переподготовки и повышения квалификации работников образования. Лично мне больше всего импонирует именно эта модель, и именно ее я предлагаю своим ученикам.
Введение.
а) Формулировка социальной проблемы, содержащейся в цитате.
б) Актуальность этой проблемы для человека, его семьи, государства, общества в целом.
в) Позиция автора высказывания.
г) Позиция ученика.
Основная часть.
В основной части заявленная во введении проблема, должна быть раскрыта на трех уровнях:
а) теоретический материал - основы той базовой науки, к которой отнесено высказывание;
б) примеры из истории и (или) современной социальной реальности;
в) собственный опыт участия в какой-либо социальной деятельности.
Заключение.
Происходит возврат к заявленной во введении проблеме, но она подается уже в результирующем ключе.
А теперь примеры использования данного варианта структуры.
Вот так может выглядеть шаблон введения, написанный по данной структуре.

Прежде чем продолжать, небольшое отступление. Я глубоко убеждена, что грамотно написанное введение к эссе - это залог того, что эксперт не поставит 0 баллов на проверке, поверьте проверяющему эксперту. В практике этого года был случай, когда один мой ученик получил за эссе 5 баллов, успев написать лишь развернутое введение к эссе (понятное дело, что это ошибка экспертов, причем, сразу двоих, но это факт, на который, впрочем, не рекомендую равняться). Кстати, можно отрабатывать структуру введения прямо на данном шаблоне, вот пример:


Click here for larger version
Для этого надо перейти в полную версию шаблона, выставить курсор на нужном слое гамбургера и набрать свой текст. К сожалению, сервис ограничивает количество "читаемых" слов (можно написать и больше, но просматривать будет затруднительно), поэтому в предложенном примере позиции введения приведены предельно кратко. Может, кто-то попробует сделать это в комментариях? Для получения кода необходимо по окончании работы щелкнуть в правом нижнем углу по третьей слева иконке (такая голубая шестеренка). Верхний адрес будет ссылкой на получившуюся работу, нижний - кодом HTML для вставки готовой работы на сайт или в блог.
Пример полного текста эссе на эту же тему. В нем есть свои достоинства и свои недостатки (какие?)




Вариант 4. Взят из книги: Маркин С.А. ЕГЭ. Обществознание. Выполнение заданий части С. - М.: Айрис-пресс, 2012.
Автор предлагает в своей книге подробный алгоритм написания эссе, дает все необходимые материалы, чтобы написать эссе по шаблону.

. Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...