Мой блог - для учеников и учителей. О целях и структуре блога можно прочитать здесь.

О том, каким я вижу современного учителя, можно прочитать здесь.

среда, 20 февраля 2013 г.

Налоги и налогообложение

Предыстория. В начале было не слово. В начале февраля была ученица 11Б класса МАОУ гимназии №23 г. Челябинска им. В.Д. Луценко +Аня Беляева, которая писала работу для Малой Академии наук ЧелГУ и которой необходимо было провести опрос взрослого населения по налогам. Я предложила использовать для этого форму Google, в результате чего получился вот такой опрос (он актуален до сих пор, т.к. работа в процессе оформления, пока еще можно отвечать).


Результаты опроса показали, что граждане зачастую не владеют полной и необходимой информацией о налогах. Можно было, конечно, попытаться изменить мир, но Анна разумно решила, что начать необходимо с себя, точнее, со своих одноклассников, многим из которых уже исполнилось 18 лет, ведь каждый из них — это будущий налогоплательщик. 
Так родилась идея урока с одноклассниками, основами которого стали:
  • разработанный и наполненный Анной сайт, который содержал всю основную информацию, необходимую на уроке учителю и ученикам;
  • работа учащихся с использованием мобильного класса (в соотношении 1 ноутбук на 2 учеников).
Надо отметить, что разработкой и наполнением сайта Анна занималась впервые, новым для нее была и работа с Диском Google, с использованием возможностей которого создавались таблица продвижения, презентация и опросы, и работа с сервисом LearningApps.org, на платформе которого создавались упражнения для закрепления изученного на уроке материала. Разумеется, в любой момент она могла обратиться ко мне с вопросом, но моя помощь, в основном, свелась к обеспечению необходимой информацией, консультированию по поводу того или иного вопроса (причем, в этой части я себя ощущала наставником молодого специалиста-педагога, поскольку консультации носили чаще именно методический характер, с содержанием темы Анна разобралась самостоятельно), минимальной коррекции сделанного. Идею урока обсудили 12.02, а сегодня, 20.02 урок (точнее, два сдвоенных в расписании урока) состоялся. 

Что из себя представляет сайт-урок.
1) Введение в тему. Помимо вводного обращения автора, на главной странице размещен маленький тест, который позволяет сделать входной замер имеющихся на начало урока знаний по теме. 
Форма Google позволяла продемонстрировать классу появление новых ответов в режиме реального времени, а также отобразить сводку ответов в виде диаграммы. Вывод  знаний по теме урока очень мало, а потому можно переходить к следующему разделу. 

Страница содержит избыточную текстовую информацию по теме. На ней, как и на первой странице, тоже есть цитата (помимо единства оформления страницы, здесь еще вполне прагматичная функция: приведенные высказывания  это темы эссе ЕГЭ по обществознанию.  Чтение текста, по мысли автора, сопровождается структурированием информации через создание коллективной презентации.

Структура презентации была задана изначально (8 слайдов были подписаны), но разрешалось менять ее, добавляя новые слайды, что в итоге и было продемонстрировано. 
После знакомства с теоретическим материалом, можно было переходить на следующую страницу.

Основу страницы составляют шесть заданий различного типа, выполненных на платформе сервиса LearningApps.org. Каждое задание посвящено определенному разделу темы.
В процессе разработки урока было создано еще одно задание, которое не вошло в окончательный вариант. Публикую его здесь.

По окончании работы с приложениями, ученики должны были вновь обратиться к вопросам стартового теста, только заданным немного в иной, усложненной форме. Форма для теста размещена на этой же странице.

Страница размещена на сайте последней, но ученики обращались к ней на протяжении всего урока: сначала — для регистрации своей группы, затем — для отметок о выполнении заданий с самооценкой своей деятельности. Внешнюю оценку работы проводила сама Анна, ей же доверила выставить итоговые оценки за урок.

В ходе работы ни я, ни Анна почти не сидели на месте. Постоянно работали с группами учащихся (как видно из таблицы продвижения, всего их было 10), причем, я консультировала только по формату, техническим деталям работы, а вся содержательная часть консультирования полностью легла на Анну. Т. к. на мне нагрузка была намного меньше, пыталась параллельно наблюдать со стороны. Первые выводы, которые сделала из этих наблюдений.
  • Мне очень понравилось вести урок вдвоем, ощущение, что мы постоянно дополняли и страховали друг друга, кроме того, при работе вдвоем  появляется возможность уделять больше внимания каждой паре учащихся. Я чувствовала рядом не ученицу, а коллегу, настолько Анна смогла быть уверенной и убедительной. А, так как моя роль была второстепенной, было одновременно и волнительно, и непривычно, но мне понравилось это состояние!
  • В очередной раз убедилась: наиболее эффективное усвоение материала происходит, когда обучаемый сам начинает обучать кого-то: слушая ответы Анны на обращенные к ней вопросы, радовалась за нее, видя, насколько глубоко она вникла в содержание темы в процессе работы.
Что дальше.
Сейчас Анна находится в процессе анализа и описания описания состоявшегося взаимодействия с одноклассниками как составной части своей работы. Чуть позже на сайте появится отдельный раздел, куда войдет и информация об авторе, и полный текст работы. Немного снимали: фото и видео добавим позже. Есть идея провести занятие по этому материалу с группой педагогов.
Сайт будет развиваться и дальше. По материалам сайта будут проведены уроки и в других классах. Необходима  оптимизация страницы с теоретическим материалом: уход от большого количества текста, перевод его части в другой формат.

И, в заключении, приведу другие материалы (урок рассматривал больше юридические аспекты темы, но ведь налоги изучаются и в курсе макроэкономики) по этой теме, публикуемые с согласия автора. Автор: Королева Галина Эриковна (так получилось, что все материалы в этой теме — не мои), учитель экономики высшей категории, старший научный сотрудник лаборатории обществознания ИСМО РАО.
1) Презентация к уроку.

2) Текст лекции.
3) Задания по теме.
. Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...