Мой блог - для учеников и учителей. О целях и структуре блога можно прочитать здесь.

О том, каким я вижу современного учителя, можно прочитать здесь.

воскресенье, 2 июня 2013 г.

Эссе по обществознанию. Часть 5.

Являясь членом региональной предметной комиссии по обществознанию, я ежегодно проверяю часть С Единого государственного экзамена. Большинство работ обязательно включает в себя написание эссе (нередко бывает даже, что эссе является единственным выполненным выпускником заданием), однако работ, которые получают 4-5 первичных баллов (максимальный первичный балл по этому заданию – 5), очень мало. Очень часто выпускники не могут правильно определить подлежащее рассмотрению в рамках выбранной темы содержание обществоведческого курса, сформулировать проблему или основную мысль, подобрать аргументы – как теоретические, так и фактические.  При этом, школьники озабочены вопросом: как научиться писать эссе, а учителя – как научить его писать. Как учитель, у которого ежегодно более 70% выпускников выбирают ЕГЭ по обществознанию, меня тоже не обошла стороной эта проблема, а потому не устаю искать новые эффективные формы работы.

Так например, в прошедшем учебном году в блоге Электронные тетради мы с учениками предприняли попытку совместной работы над эссе онлайн. Как это происходило, и что получилось в итоге, можно прочитать в соответсвующих сообщениях блога (в каждом случае, рядом со ссылкой указана тема эссе, которая отрабатывалась на онлйн-занятии):
Пишем эссе онлайн вместе №1. Экономика. «Деньги – признаваемое всеми средство обращения, которые принимаются в обмен на товары и услуги и могут быть использованы для накопления богатства и использования в будущем» (Любимов Л.). 
Пишем эссе онлайн вместе №2. Социология. «Неравенство – такой же хороший закон природы, как и всякий другой» (И.Шерр).
Пишем эссе онлайн вместе №3. Философия. «Человек есть принципиальная новизна в природе» (Н.А. Бердяев).
Пишем эссе онлайн вместе №4. Политология. «К чему власть, если ею нельзя злоупотреблять?» (Р. Шатобриан).
Пишем эссе онлайн вместе №5. Философия. «Создает человека природа, но развивает и образует его общество». (В.Г. Белинский).
Пишем эссе онлайн вместе №6. Экономика. «Налоги - это деньги, взимаемые властью с части общества в интересах целого» (С. Джонсон).
Пишем эссе онлайн вместе №7. Экономика. «Конкуренция обеспечивает наилучшие качества продуктов и развивает  наихудшие качества людей» (Д. Сарнофф).
Если внимательно прочитать все семь сообщений, то можно увидеть, что, хотя получившиеся в результате работы эссе являются очень разными и неоднородными по качеству, тем не менее, они значительно улучшили первоначальный вариант. Полезность и эффективность такой работы отмечали и большинство учащихся, принимавших участие в ней. А поэтому, сейчас, когда до дня сдачи ЕГЭ по обществознанию в этом году осталось менее 10 дней, я предлагаю своим читателям принять участие в эксперименте: давайте попробуем не просто отредактировать имеющееся эссе, как это было в приведенных выше примерах, а написать эссе с нуля в онлайне. Конечно, в первую очередь, эта работа ориентирована на выпускников 11-х классов МАОУ гимназии №23 г. Челябинска им. В.Д.Луценко (считаю подобную работу более эффективной в сравнении с традиционными консультациями), но я приглашаю и всех желающих.
Для совместной работы я предлагаю вам пять тем эссе из демонстрационного варианта ЕГЭ по обществознанию 2013 г. Пять дней – с понедельника по пятницу – пять отработанных тем, попытка написать 10 эссе – по два на каждую тему, используя два разных шаблона: шаблон О. В. Кишенковой и шаблон С. А. Маркина.  Описание шаблонов можно прочитать здесь (в сообщении они идут как вариант 3 и вариант 4), более подробно о шаблоне С.А. Маркина с подробным разбором шаблона и примерами готовых эссе написано здесь, сравнительная характеристика этих двух шаблонов (тоже с примерами готовых эссе) есть здесь.

Понедельник, 3 июня 2013 г.
Философия. «Все наши теории – это не что иное, как обобщение опыта, наблюдаемых фактов». (В.А. Амбарцумян)
Документ для совместной работы.
Что можно почитать в блоге по теме эссе: 
1) Проблема познаваемости мира 
2) Научное познание
_________________________________________
Итоги первого дня. В работе приняли участие:
  • Татьяна Соколова (взяла на себя основную работу по первому шаблону и немного помогала по второму)
  • +Аня Беляева (практически в одиночку работала по второму шаблону)
  • Виктория Усманова (помогала идеями при работе над первым шаблоном, очень жаль, что не закончила работу над идеей по Дидро)
Наблюдал за процессом: +Бася Раволпинди (он же Данил Власов).
Усталость после ЕГЭ по математике не позволила завершить работу, но даже то, что было сделано таким небольшим кругом  за ограниченное время, является вполне достойной работой. Я немного дописала, просто, чтобы закончить работу. 5 баллов такое эссе, конечно, вряд ли наберет на экзамене (хотя...почему бы и нет, возможно, я просто очень требовательна), но 3 — 4 вполне реально. Получилось два варианта эссе по одной теме.
Главное "открытие" первого дня: не работает чат в документе. Пока не разобралась, в чем причина. Подозреваю, что после обновлений, чат работает только в условиях персонализированного доступа. Будем приспосабливаться.

Вторник, 4 июня 2013 г.
Экономика. «Спрос и предложение – это процесс взаимного приспособления и координации». (П.Т. Хейне)
Документ для совместной работы.
Что можно почитать в блоге по теме эссе: Спрос. Предложение. Рыночное равновесие.
___________________________
Итоги второго дня. В работе приняли участие:
  • Галина Сергиенко (молодец, сделала основную часть работы по шаблону С. А. Маркина)
  • Татьяна Соколова (могу только восхищаться тем, что человек не ищет легких путей — ведь экономика совсем не ее конек, могла бы пропустить вечер, но молодец, хватается за любую возможность углубить свои знания по курсу, сделала почти всю работу по шаблону О.В. Кишенковой)
  • +Аня Беляева (не сразу включилась в работу, но именно благодаря ей второй шаблон отработан полностью, до конца, мне осталась только больше речевая, нежели содержательная чистка);
  • +Dasha Deineka (очень жаль, что проблемы с интернет-соединением не дали возможности поработать плодотворно).
Кроме того, все два часа, пока шла работа, по документу бродило много других "неопознанных зверьков", не принимавших участия в работе. Милые представители фауны, не стесняйтесь! Мы открыты и доброжелательны, вы тоже можете включаться в работу: коллективный разум приводит к великолепным результатам. Публикую два получившихся  варианта эссе.


Среда, 5 июня 2013 г. 
Социология, социальная психология. «Начало личности наступает намного позже, чем начало индивида». (Б.Г. Ананьев)
Что можно почитать в блоге по теме эссе: 
1) Личность, ее социализация и воспитание.
2) Эссе по обществознанию. Часть 6.

Четверг, 6 июня 2013 г.
Политология. «"Разделяй и властвуй" – мудрое правило, но "объединяй и направляй" ещё лучше». (И.В. Гёте)

Пятница, 7 июня 2013 г.
Правоведение. «Закон не знает сословных преступлений, не знает различий по кругу лиц, в среде коих совершается его нарушение. Он ко всем равно строг и равно милостив». (А.Ф. Кони)

Правила совместной работы над эссе.
1) В назначенное время заходите в документ, выбираете цвет, которым будете писать (кроме красного, которым пишу я) и все свои реплики в документе пишете только этим цветом. Кроме того, вежливые люди, входя в помещение, здороваются (а документ, в которым будет происходить наша работа, подобен отдельной комнате), поэтому я прошу в конце документа всех работающих над эссе представиться, чтобы я знала, как к вам обращаться.
2) Вы можете работать в одном шаблоне, или в двух, над любыми частями эссе – ограничений нет. Все свои предложения (то есть речевые/смысловые формулировки) пишем прямо в тексте документа, в соответствующей части. Внимательно читаем мои комментарии на появляющиеся формулировки. Из документа ничего не удаляем (что необходимо удалить, удалю я сама), новые формулировки пишем после моих комментариев.
3) Если возникают какие-то вопросы, идеи, мысли, предположения, еще не оформленные так, чтобы стать достойной частью эссе, то все это можно высказывать в чате, который расположен справа сверху от рабочей версии в комментариях к той части текста документа, по которой у вас возник вопрос или идея (правой кнопкой мыши щелкнуть по нужному слову или предложению и в появившемся меню выбрать "комментарий"). 
4) В настоящее время доступ к документам для работы над эссе открыт в режиме просмотра, но каждый день соответсвующий документ за несколько минут до начала работы будет открываться в режиме редактирования. Начало работы – в 19.00 по московскому времени (в Челябинске в это время 21.00) ежедневно. Ориентировочное время работы – 1 час.
5) Если вы хотите получить для себя максимальную пользу от  работы, к ней необходимо подготовиться заранее. Поскольку темы каждого дня уже известны, уместно почитать что-то предварительно (не случайно я добавила, там где они есть, ссылки на сообщения блога по проблемам, затронутым в темах), подумать над аргументами, их структурой и т.п.

В конце каждого дня я буду выкладывать в этом сообщении результаты нашей совместной работы (после анонса темы). 
Если что-то неясно  добро пожаловать в комментарии к этому сообщению. Творческой работы нам всем! 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

. Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...