Мой блог - для учеников и учителей. О целях и структуре блога можно прочитать здесь.

О том, каким я вижу современного учителя, можно прочитать здесь.

пятница, 27 июня 2014 г.

Новая Педагогика — основа экосистемы образования XXI века

Так называлась межрегиональная конференция, которая проходила в Челябинске 26—27 июня 2014 г. (сайт конференции). Организаторами конференции выступили издательство "ДРОФА" и Министерство образования и науки Челябинской области. Совершенно неожиданно и стихийно нашей гимназии предложили представить на этой конференции опыт построения информационно-образовательной среды. Директор школы, Наталья Степановна Запускалова, выступила с докладом на пленарном заседании во второй день.
Фото +Татьяна Яковлева 
А мне дали свободу действий в рамках двухчасового мастер-класса. Поскольку задачу мне поставили очень объёмную, презентация и моё выступление получились, словно "сборная солянка" — обо всём понемногу (думаю, что каждое из понятий, затронутое мной, может претендовать на самостоятельный мастер-класс, и даже не один).

Текст выступления отдельно не писала, но, если смогу "добыть" видео (съёмка была), положу его здесь. Большое спасибо коллегам, материалы которых серьёзно помогают в работе вообще и в частности при подготовке этого выступления: +Ljudmilla Rozhdestvenskaja+Yuri Eelmaa+Marina Kurvits, +Boris Yarmakhov,  +Бугайчук Константин+Vladimir Kukharenko.

Очень жаль, что не всё задуманное удалось реализовать: во-первых, из-за того, что сбились с тайминга, время, отведённое на мастер-классы, было сокращено почти вдвое. А во-вторых, в гимназии, которая выступила одной из площадок конференции, я столкнулась с иными, нежели у нас, настройками Сети: фильтры на ряд сетевых сервисов, предупреждения системы безопасности через клик. Презентация в Opera как-то тоже не сильно восторженно работала, постоянно обновлялась сама по себе. Поэтому ограничилась представлением опыта работы, диалог с аудиторией во время моего выступления был минимальным, правда, по окончанию я ответила на вопросы участников. То есть, совсем это не мастер-класс, а просто презентация опыта.

Фото +Татьяна Яковлева 
В первый день конференции начинала зарисовывать в скетчах доклады выступающих. Вот что получилось.




  • Скетч по докладу президента ООО "ДРОФА" А. М. Кондакова
    • Скетч по докладу Директора программы Intel® World Ahead Intel® Program в России и других странах СНГ С. В. Жукова
    Потом рисовать перестала: в выступлениях было много достаточно однотипных идей о новом поколении детей, их отличии от предыдущего, и, в связи с этим, о необходимости изменений в образовании, о характере этих изменений.

    Несколько мыслей по поводу конференции.
    • Очень радует, что в бизнес приходят люди, понимающие проблемы образования и готовые предлагать какие-то решения. Понятно, что цели здесь представителями бизнеса преследуются вполне прагматичные, однако, это уже не похоже на желание просто продать. Это осмысленный интерес (ну, или мне, по крайней мере, хочется в это верить) к новому типу образования, поскольку сегодняшние ученики будут создавать предложение на рынке труда. А спрос на этом рынке, как известно, предъявляется не на труд вообще, а на труд, обладающий определёнными свойствами.
    • Бизнес с образованием зачастую говорит на более понятном языке, чем образование с образованием. Первые обозначают конкретные направления, вторые — абстрактные категории. Размещу здесь парочку твитов одной из участниц конференции.
      • Отдельные представители бизнеса связывают реализацию своих решений с конкретными людьми. Есть понимание того, что эффективность пилотирования зависит не от того, за сколько удастся продать свой продукт, а от того, кто и каким образом будет реализовывать созданный продукт. Отсюда появляется интерес к новым педагогическим практикам, к выходу на конкретные образовательные учреждения.
      И напоследок ещё один твит.

      16 комментариев:

      1. Оперативно сработано! Молодец! За стимул к изменениям голосую двумя руками. Не потерять бы нам с Натальей Степановной его до августовского педсовета, да хоть чуть-чуть передать коллективу

        ОтветитьУдалить
        Ответы
        1. Татьяна Геннадьевна, я рада, что мы втроём максимально побывали на конференции (ну, насколько это возможно было), а потому есть идеи, есть желание что-то делать. Отпуск даст возможность этим идеям превратиться в цели, задачи и какие-то планируемые действия.

          Удалить
      2. Почётный работник общего образования РФ. Вау! Я и не знала, Маша)
        А злючка-колючка - это ты?)

        ОтветитьУдалить
        Ответы
        1. ЧУМработница, Ира, да я давно уже Почётный работник... Звание получено ещё до всех этих моих маргинальных экспериментов в преподавании ;)

          "Злючка-колючка" — это не я, это просто одна из участниц конференции. У меня все аккаунты в социальных сетях с реальными фамилией и именем. Хотя этот образ и мне самой очень подходит: в городе меня многие считают агрессивной и злой, представляешь?

          Удалить
        2. Maria Sonina, очень даже представляю. Меня тоже некоторые считают расчётливой стервой))) (сорри за вульгаризм, но это реалии)

          Удалить
        3. Ира, про стерву мне тоже знакомо. Но меня уже всё это даже не напрягает совершенно.

          Удалить
      3. И про скетчи. Обычно на суде художники фиксируют рисунками происходящее, а тут ты на конференции)

        ОтветитьУдалить
        Ответы
        1. Ага, мне тоже в голову как-то приходила ассоциация с судом. Правда, с несколькими поправками:
          1. я художник от слова "худо";
          2. на судах рисуют людей, а я пытаюсь фиксировать идеи.

          Удалить
      4. Презентация отличная! А скетчи просто чудо. Спасибо за статью!

        ОтветитьУдалить
        Ответы
        1. Константин, и Вам спасибо. Читая Ваш пост с видео про смешанное обучение, в очередной раз ругала себя за свою безязыковость. Конечно, можно включить титры, но перевод уж очень топорный выходит :-(

          Удалить
      5. Презентация хороша, просто на редкость хороша. Диижим себе в гнездо.

        Ликбез. Когда увидел напечатанное «проходила в Челябинске 26 — 27 июня 2014 г.» влез на стену. Держи: http://www.artlebedev.ru/kovodstvo/sections/97/
        Прости за занудство, но на этом чокнутый.

        «То есть, совсем это не мастер-класс, а просто презентация опыта.» Про то, что такое мастер-класс, я недавно попробовал подумать. Не получилось. Т.е. получилось, что под этим определением может быть все, что угодно: http://eelmaa.blogspot.ru/2014/04/blog-post_24.html

        «в бизнес приходят люди, понимающие проблемы образования и готовые предлагать какие-то решения.» Это отдельный, очень интересный и не короткий разговор. Умные бизнес-люди, по моим наблюдениям, осознали, что с образованием в простых моделях (купил за 3, продал за 5) работать не получается. Тут более длинные, более сложные модели и выгода не всегда конвертируется в нал, а приносит дивиденды разного рода, которые и по-разному надо считать. Пример: тот же Intel, который, если кто забыл, вообще процессоры выпускает:) И все мировые программы же не для того, чтобы в результате все ОУ мира купили компы с их процессорами:))) Так что да, отрадно, что сложные бизнес-модели в образованием по чуть-чуть приходят.

        А о твите про скучность... Ну тут простой момент. Бизнес не может быть скучным, потому что не продаст, т.е. не выживет. А зачем и кто прикажет образованию не быть скучным? Оно же серьезное, без хаханек! Вот пока ответа нет — и будет http://eelmaa.blogspot.ru/2012/02/blog-post_7218.html Потому что непонятно, зачем делать по-другому...

        ОтветитьУдалить
        Ответы
        1. Yuri Eelmaa, спасибо. Была идея в конце сделать подборку ссылок сделать по каждому тренду: я предполагала, что выступать придётся на аудиторию не столько подготовленную, сколько мотивированную (конец июня, пятница, вторая половина дня, а люди из области пришли меня послушать — не ожидала, что будет полный кабинет), поэтому хотела попутно собрать немного хорошего и разного в одном месте. Но не докрутила немного, только три слайда собрала. И да, пришлось вчера уже после конференции снести документы/ссылки на спланированную активность с аудиторией (поэтому, к примеру, слайд про TED почти пустой остался).

          >Прости за занудство, но на этом чокнутый.
          +++Я знала, что ты обладаешь уникальным умением увидеть самое главное в тексте:))) Убрала пробелы, зануда, так пойдёт? Да, сразу говорю — кавычки приличные у меня почему-то, в отличии от красивого тире, программа не делает :-( И, между прочим, я тоже зануда. А потому, когда вижу в комментариях ссылку, для перехода по которой мне напрягаться приходится, тоже лезу на эту стену. Держи: как сделать ссылку в комментариях активной.

          Юра, я читаю все твои публикации в блоге. А потому, конечно же, читала твою статью про мастер-класс. Но при всей размытости этого понятия (как, впрочем, и многих других в образовании) и при всей жёсткости написанного вами для конференции регламента ведущего МК, для меня именно этот регламент является эталонным в том смысле, что вы чётко ставите задачу. Я училка, а потому мне нужны цели и задачи. А пойди туда, не знаю, куда, как мне кажется, и было одной из причин однотипности многих выступлений в пленарке.

          Согласна, что про бизнес — это не на 5 минут разговор. И меня совсем не удивляет, что осознание это носит односторонний характер. То есть, в бизнесе есть люди, готовые выстраивать с образованием отношения совсем другого рода. А вот образование продолжает смотреть на бизнес, как советский человек на спекулянта.

          А "Пленарно-сомнамбулическое" — это один из первых постов, который я у тебя прочитала два с небольшим года назад :)

          Удалить
      6. Маша, расшарь, плиз, это в гуглоплюс Клуба.

        ОтветитьУдалить
      7. Мария, здравствуйте!
        Спасибо за рассказ о Конференции!
        Беру Вашу презентацию себе "в заначку". Впереди отпуск, а значит должна освоить хоть что-то из того, что умеете делать Вы.
        Буду пытаться по литературе вводить электронные тетради. Пока мало что понимаю в этом, но, надеюсь, разберусь.
        СПАСИБО!

        ОтветитьУдалить
        Ответы
        1. Ольга Николаевна, спасибо за внимание к моей работе. Всему можно научиться, было бы желание. И, если говорить про отпуск, то первый крупный прорыв у меня произошёл три года назад, в отпуске, когда мы никуда не поехали, и я почти всё лето провела в Челябинске. Нашла обучающий онлайн-курс по Web2.0 на всё лето и жадно осваивала всё новое. А в сентябре притащила всё это в класс. Я не могу долго осмысливать, мне надо сразу пробовать. Верю, что и Вы сможете осуществить всё задуманное, потому что у Вас есть сильная внутренняя мотивация. Удачи Вам!

          Удалить

      . Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...