Мой блог - для учеников и учителей. О целях и структуре блога можно прочитать здесь.

О том, каким я вижу современного учителя, можно прочитать здесь.

вторник, 8 июля 2014 г.

Дистанционное обучение. Взгляд из настоящего в будущее

Так получилось, что в первые дни отпуска я побывала ещё на одной конференции, организатором которой выступила компания "Дистанционный репетитор" и её генеральный директор +Светлана Павлова. Группа конференции в Фейсбуке >>>, сайт конференции >>>. Конференция проходила в Санкт-Петербурге с 1 по 4 июля 2014 года. Для меня всегда интересно открывать новые возможности для обучения, устанавливать новые профессиональные контакты, а также представить свой опыт работы. Приятно также, когда происходит развиртуализация с людьми, которых знаешь только по публикациям в Сети (такая развиртуализация состоялась со +Светлана Павлова, с Мариной Ефимовной Вайндорф-Сысоевой; кроме того, с удовольствием пообщалась с коллегами, которых не знала раньше сама, но которые знакомы с моей работой по публикациям в блогах, к примеру с +Tanya May), а также с теми, с кем уже встречался на каких-то других мероприятиях, посвящённых информационным технологиям в образовании (с удовольствием вновь встретилась с +Olga Rafalchuk и с +Elena Lokteva). 
В этом сообщении хочу прокомментировать наиболее запомнившиеся моменты конференции, а также собрать воедино важные для моей работы материалы. Буду рада, если это пригодится кому-то ещё.

Мастер-классы. Очень разные (полная программа здесь), но не было ни одного, который бы оставил равнодушным. Здесь размещаю лишь несколько презентаций. Каждый мастер-класс длился 60 минут.
1. Мастер-класс +Olga Rafalchuk "Объясняшки на уроке". Я уже писала об этом приложении. К сожалению, не могу в системе работать с ним (по причине отсутствия IPad), но некоторые мои ученики используют "Объясняшки" для создания скрайбинговых презентаций. Ольга же в системе работает с приложением уже два года. Великолепный мастер-класс, отличная презентация (понравилось чётко структурированное описание этапов работы).
2. Мастер-класс +Светлана Павлова "Сторителлинг в обучении". Презентация к мастер-классу (не стала встраивать её в сообщении, т.к. в последние месяцы и blogger, и GoogleSites позволяют увидеть презентации, созданные в сервисе Prezi только через загрузку небезопасного скрипта). Очень понравился интерактивный характер мастер-класса, а также то, что вместе с взрослыми могли работать и дети. Моя дочь +Diana Sonina тоже приняла участие в создании истории. 
А здесь можно прочитать историю, которая получилась на мастер-классе у меня.
3. Мастер-класс, который провёл Владислав Сепп, носил больше теоретический характер. Однако, слушая автора, включаясь в обсуждение поднимаемых им вопросов, вольно или невольно переносила проблематику мастер-класса на свою практическую деятельность: как с точки зрения содержания курса обществознания (мы изучаем, помимо прочего, основы социальной психологии), так с точки зрения объяснения тех или иных поступков, реакции моих учеников их принадлежностью к тому или иному психотипу. Буду разбираться с этим дальше.
4. Несмотря на камерный, почти домашний характер конференции (очных участников было немного, хотя были и те, кто следил за прямой трансляцией всех активностей конференции), помимо нас с дочерью, было ещё два участника из Челябинска. И, несмотря на то, что Ольга Елагина и Павел Писклов преподаватели высшей школы, тема, поднятая в мастер-классе, актуальна для всех педагогов. Формулировка целей хромает даже в конспектах открытых уроков, в методических рекомендациях и поурочных разработках. Что уже говорить о повседневном процессе обучения. Кроме того, обычно учитель формулирует цели со своей стороны, но не с позиции ученика. А потому сразу расповсюдила в Google+ и презентацию, и созданный авторами мастер-класса конструктор целей. Считаю, что этот материал необходим каждому учителю.
А ещё мне очень понравилась реализованная на мастер-классе идея со стикерами. Аудитория делится на группы, задача у групп одинаковая. Решая задачу, группы фиксируют свои предложения на стикерах, причём цвет стикеров у каждой группы свой, отличный от других. После окончания групповой работы стикеры клеятся прямо на экран, в пустую таблицу слайда презентации, таким образом заполняя её.
Просто, наглядно, эффективно! Можно быстро представить и оценить как общий результат, так и результат конкретной группы.
5. Долго думала над темой своего мастер-класса, не раз меняла её в процессе подготовки к конференции (она даже в программе не обозначена из-за моей неопределённости). В итоге решила остановиться на опыте создания средствами Google-сервисов виртуальной образовательной среды. Моя презентация к мастер-классу.


Видеозапись мастер-класса: часть 1, часть 2, часть 3.

Квест. В третий день конференции был организован квест по городу. За основу взяли игру-прогулку "Городское ралли", выпущенную в издательстве "Самокат" (можно посмотреть здесь, я в восторге и от самой идеи, от рисованных карт, правда, они носят больше декоративный характер и либо нужен человек, хорошо знакомый с местностью, либо подробная карта местности). Не сильна в картах Google, но всё же попыталась собрать маршрут квеста, его задания, создав карту: надеюсь, что кто-то из участников конференции захочет присоединиться к её наполнению, добавив свои фотографии с маршрута (я пока разместила лишь несколько).
Сама идея квеста может быть реализована со школьниками в рамках обучения вне стен классной комнаты. Уже думаю над тем, что было бы здорово реализовать в таком формате промежуточную аттестацию учащихся по предмету (одна проблема: учеников у нас в каждой параллели много, групп и маршрутов понадобится тоже много: пугает не перспектива разработки огромного количества маршрутов и заданий к ним, а именно организационные вопросы, ведь с каждой группой учеников надо отправлять педагога).

Паспорт участника. Не традиционный бейдж, а именно паспорт. На фото он ещё в разложенном состоянии.
Внутри паспорта ежедневно участникам проставлялись бонусные баллы за участие в конференции, например, за активную работу на мастер-классах. На накопленные за четыре дня баллы можно было участвовать в аукционе, выигрывая различные книги. Такой вот интересный игровой момент на конференции. На мой взгляд, идея отличная, но можно повысить эффективность её реализации, если:
  • чётко прописать, за что именно участник получает бонусные баллы и строго следовать этим критериям: игра игрой, но попутно таким образом отрабатывается одна из моделей  оценивания;
  • лоты на аукционе разыгрывались "в слепую": участники не знали, что они покупают; на мой взгляд, это не совсем верно, поскольку каждый участник по-разному оценивал для себя полезность той или иной выставленной на аукционе книги (хотя абсолютно все лоты были тематически связаны с конференцией), стремление купить особенно желаемую книгу повысило бы азарт и поставило бы чёткую зависимость между заработанными баллами и общей полезностью, полученной в процессе их расходования.
Дети. Одним из факторов, предопределившим моё участие в этой конференции, была возможность приехать на неё с дочерью. Наряду с взрослыми участниками, на конференции были и дети. Очень разумное решение как с точки зрения сроков конференции (у большинства педагогов в это время идёт отпуск), так и с точки зрения содержания: педагогическая конференция не только для педагогов, но и для тех, с кем они работают. Дети тоже получили и паспорта, и сертификаты участников, они принимали самое деятельное участие в ряде активностей конференции.
На фото только часть участников-детей, их было больше. Считаю, это очень интересное и перспективное направление конференции, которое надо развивать. Для детей можно и нужно планировать самостоятельную программу, взрослые участники могут проводить мастер-классы не только для педагогов, но и для детей.

Благодарна +Светлана Павлова за приглашение, очень рада, что мой отпуск начался так познавательно. Спасибо всем, кто был рядом в эти четыре дня.


В сообщении использованы фото А. Прутченкова, Т. Майской, М. Е. Вайндорф-Сысоевой, М. Трубиной.
. Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...