Мой блог - для учеников и учителей. О целях и структуре блога можно прочитать здесь.

О том, каким я вижу современного учителя, можно прочитать здесь.

пятница, 15 августа 2014 г.

О Ван Гоге, массовой и элитарной культуре, Олимпийском парке и бизнес-идеях

Сочи. Олимпийский парк. С +Diana Sonina 
Как известно, летом учителям полагается отпуск. Известно также, что и в отпуске учителя не могут полностью отвлечься от своей профессии — так уж они устроены. В последнее время я всё чаще ловлю себя на мысли, что никак не могу "убить в себе предметника": постоянно проецирую те или иные книги, события, поступки людей на какие-то темы обществоведческого курса. Даже в отпуске, который в этом году получился очень насыщенным: десять дней в Санкт-Петербурге и четыре недели — в Краснодарском крае. Два события, произошедших за это время, побудили меня написать этот пост: это посещение выставки "Ван Гог. Ожившие полотна" (официальный сайт проекта) в Санкт-Петербурге, и поездка в Олимпийский парк в Сочи. Два совершенно разных культурных объекта — географически, содержательно, функционально. Однако, побывав в обоих местах, я сразу не могла удержаться от сопоставлений. Сравнивала ожидания, ощущения — на уровне чувств, а также попыталась более или менее рационально проанализировать с опорой на преподаваемый предмет. Можете кидать в меня тапками и обвинять в некорректности такого сопоставления, но я всё же рискну. 

Часть первая. Ван Гог. Изучая в курсе обществозанния тему "Формы и разновидности культуры", мы противопоставляем массовую и элитарную культуру. Вы можете проверить, насколько вы понимаете значение этих понятий, с помощью простого упражнения.
Однако, в современном мире такое деление нередко условно. Мы можем наблюдать взаимосвязь массовой и элитарной культуры. Органная месса Баха относится к элитарной культуре, но если она используется в качестве музыкального сопровождения в ледовых шоу с участием звёзд фигурного катания, то автоматически зачисляется в разряд массовой культуры. Самая массовая газета в России — "Комсомольская правда" (продукт массовой культуры) периодически выпускает серийные издания ("Великие художники", "Великие композиторы", произведения классической литературы и т. п.), транслируя, таким образом, ценности элитарной культуры на массовую аудиторию. При этом, обычный зритель, ориентированный на потребление массовой культуры, получает определённую подготовку, необходимую для восприятия культуры элитарной.

Именно взаимосвязь двух форм культур наглядно представлена на выставке "Ван Гог. Ожившие полотна". С одной стороны, творчество Ван Гога — это пример элитарной культуры. С другой — мультимедийная выставка, коммерческий проект — то есть, явления массовой культуры. Нашлись люди, которые говорили мне, что невозможно получить удовольствие от этой выставки, что картины Ван Гога необходимо созерцать "вживую", а то, что есть на выставке — это не Ван Гог, а его суррогат. Так говорят и ценители оперного искусства, когда известные мастера оперы дают концерты на открытых площадях. Разве звук, пропущенный через усилители и динамики, может считаться проявлением высокого искусства? Это воспринимается критиками как обеднение и упрощение элитарной культуры, её обесценивание. Поэтому, я, конечно, немного нервничала перед выставкой, сомневалась. Но, увидев картины Ван Гога, спроецированные на огромные экраны с помощью сорока кинопроекторов, все сомнения разрешились разом. Известные картины, представленные в разных ракурсах, мультипликационная графика, удачное музыкальное сопровождение...я почувствовала себя в плену ярких красок, необычных ощущений, во власти гения художника. На одном из экранов транслировались отдельные цитаты художника, было дано описание основных фактов жизни и творчества Ван Гога. Мы с +Diana Sonina посмотрели от начала до конца три раза: первый раз стоя, второй — сидя на полу, на креслах-мешках, третий — прогуливаясь по залу. И — чувствовали себя не зрителями/наблюдателями, а частью этого представления. Словно мы не извне, а внутри. В какой-то момент, я поняла, что плачу — настолько сильное впечатление произвела выставка.
Источник
Использование современных мультимедийных технологий позволило нам не просто прикоснуться к творчеству художника, а погрузиться в его мир, сделать его доступным для себя. Произведения элитарной культуры, в силу сложности для восприятия, требуют специальной подготовки — именно формат выставки выполняет эту функцию. Изменилась ли духовная ценность произведений Ван Гога? Конечно, нет. Изменился материальный способ донесения до потребителей этих ценностей. Важно то, что этот способ является родной средой для современного поколения детей, подростков и молодёжи. Моя двенадцатилетняя дочь вышла с выставки с твёрдым убеждением: "Мама, Ван Гог теперь — мой любимый художник". И страдала она только от одного — у нас одновременно разрядились телефоны и фотоаппарат, а потому она не смогла выложить в Instagram  фото "Я и Ван Гог" :-)

Однако, страдания подростка быстро закончились, когда на выходе с экспозиции мы увидели воссозданную картину художника "Спальня в Арле" и фотографа, который за отдельную плату предлагал всем желающим стать частью этой картины. Мы не смогли удержаться.

Отдельно стоит сказать о сувенирной лавке. Мы застряли там ещё на полчаса. Я описывала свои впечатления от выставки в книге отзывов и попутно восхищалась продуманностью сувенирной продукции. Мы купили видеокаталог (пересматривали его уже несколько раз, вновь и вновь переживая те ощущения, которые поглотили нас на выставке) и ...детскую раскраску. Я отсканировала один разворот. Слева — репродукция, справа — картинка, раскрашенная дочерью по приведённым контурам (под рукой были только цветные карандаши, фотографию не обрабатывала, цвет не вытягивала, отсканировала и разместила так, как есть).

На стендах, висящих в сувенирной зоне, помимо различной информации о жизни и творчестве художника, было размещено его последнее письмо к брату — фотография и текст на английском языке. Я даже не успела загрустить, как дочь довольно бойко со стенда перевела его для меня (а я в очередной раз порадовалась тому, как обучают английскому языку в нашей гимназии).

Итог первой части. Нам понравилось. Нет, мы в восторге. Да, это коммерческий проект. Но я желаю нам побольше таких вот бизнес-проектов, где материальные затраты с лихвой окупаются приобщением к духовным ценностям.

Часть вторая. Олимпийский парк. Я думаю, что многие, кто выбрал этим летом для отдыха Краснодарский край, планировали посетить олимпийские объекты. Ещё несколько месяцев назад мы болели за нашу команду, смотрели трансляции и по-доброму завидовали тем, кто был свидетелем происходящего. Атмосфера всеобщего праздника, новые спортивные объекты мирового уровня — всё это хотелось ощутить и нам. А потому в один из дней мы сели на электричку и поехали в Олимпийский парк. Я уже приготовилась восхищаться (я вообще человек восторженный по жизни), ощущать гордость за державу и небывалый прилив патриотизма.

Вероятно, я слишком много себе намечтала, однако, чувства от посещения парка у меня остались очень противоречивые. С одной стороны, это, безусловно, очень красиво и масштабно. Огромные пространства, оригинальные архитектурные проекты спортивных сооружений, и всё это — в окружении потрясающей природы.
С другой стороны, несмотря на немалое количество людей, приехавших, как и мы, погулять/посмотреть, меня не оставляло ощущение того, что я нахожусь в городе-призраке. Красиво? Да! Функционально? С точки зрения туриста, нет. Мой мозг сразу стал работать с позиции туриста-потребителя, приехавшего в парк, чтобы, потратив материальное, приобрести духовное. Что Олимпийский парк мог предложить для удовлетворения моих потребностей?
  • Транспорт. Территория парка большая, обойти непросто. Я люблю ходить пешком (особенно в отпуске), но не все готовы разделить эту любовь. А потому, к услугам туристов разные виды транспорта для прогулок по Олимпийскому парку. Хочешь — бери в прокат велосипед (в конце концов, ты приехал на спортивные объекты — не хочешь ходить пешком, так выбери спортивный вид транспорта), хочешь — воспользуйся велорикшей или электрокаром. Здорово! Постоянно есть очередь, значит, услуга пользуется спросом.
  • Питание. На территории Олимпийского парка стоят трейлеры с фастфудом разных типов. Однообразно и дорого.
  • Сувениры. Приехав, потирала руки в надежде приобрести на память что-то эксклюзивное. Два лотка с традиционным ассортиментом сувениров с олимпийской символикой (причём, в городе ассортимент даже больше) располагались только на входе в Олимпийский парк. Спросили: почему? Какой-то паренёк из проката был лаконичен: "Не разрешают". Плохо. Мало.
  • Тренажёры. Они бесплатны. Очень уместно, как мне кажется. Но, во-первых, опять же, мало, а во-вторых, стоят они под палящим солнцем (вообще в разгар дня в парке мы столкнулись с проблемой: где укрыться от солнца). Поэтому, мы, конечно, всё испробовали, но на солнцепёке задерживаться надолго там не захотелось.
Есть ещё, конечно, "Сочи-парк", куда мы — три мамы — оперативно "сдали" своих детей. Но он имеет слабое отношение к Олимпиаде, просто парк аттракционов. Дети получили удовольствие, хотя самые экстремальные аттракционы, о которых они грезили, ещё не введены в строй.

И всё. А я так мечтала о чём-то вроде...
  • О ходящих по парку ростовых куклах — символах Олимпиады. Думаю, отбоя не было бы от детишек, желающих сфотографироваться вместе с ними. И не только от детишек. Я бы и сама не прочь. И даже не не свой фотоаппарат, а доверилась бы профессиональному фотографу — пусть бы мне на фото ещё рамочку какую-нибудь сделали, надпись памятную. Или тут же оформили моё фото в какой-нибудь сувенирный магнит. Жарко в таких костюмах, да. Но в нашем местном Парке культуры и отдыха Шрек и компания разгуливают и фотографируются с детворой в любую погоду.
  • О том, чтобы попасть внутрь олимпийских спортивных сооружений. Вам жарко, господа туристы? К вашим услугам ледовый дворец "Айсберг". Покупаете билет, берёте в прокат коньки и вперёд! Да, профессиональный фотограф тоже тут как тут. А тебе останется только выкладывать в социальные сети фото "Я на льду "Айсберга". По аналогии — и в других спортивных объектах. 
  • О том, как войдя на территорию парка, я возьму аудиогид и буду гулять по территории, слушая о том, как возводились эти объекты, какие соревнования в них проходили, какие-то интересные факты о прошедшей Олимпиаде.
  • О том, как на территории парка будут работать спортивные аниматоры, проводя с детьми (а может, и со взрослыми) что-то вроде "Весёлых стартов".
Да много о чём я мечтала, гуляя по парку. И искренне недоумевала: это же ведь реальные деньги. Которые могли бы помочь парку. Но либо нет идей, либо путь бизнеса на территории парка сопряжён с серьёзными входными барьерами. Очень жаль. Понимаю, что во время Олимпиады здесь всё было по другому. Но не все могут приехать на Олимпиаду. Но неужели нельзя продлить этот праздник хотя бы в течении всего олимпийского года?

А то, что я себе намечтала (восхищение/восторг/гордость/патриотизм) я всё-таки смогла получить. Маленьким кусочком, но всё же. Когда у Олимпийского факела, где во время Олимпиады горел олимпийский огонь, включили поющий фонтан. Русская классическая музыка, танцующие струи воды — очень впечатляет!

Итог второй части. Ожидали большего. Как объект современной культуры — здорово. Как туристический и спортивно-оздоровительный объект массового доступа — целина.

Итог двух частей. Предметное содержание можно увидеть во всём. Даже в отпуске. Теперь вот думаю: а не дать ли мне задание на тему "Как я провёл лето" с анализом учениками каких-то каникулярных событий с точки зрения понятий, процессов, явлений обществоведческого курса?
. Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...