Мой блог - для учеников и учителей. О целях и структуре блога можно прочитать здесь.

О том, каким я вижу современного учителя, можно прочитать здесь.

воскресенье, 19 октября 2014 г.

Использование художественной литературы на уроках обществознания


Фото +Елена Цекова 
"Каждый учитель должен стать учителем чтения" — так назывался мастер-класс, который я дала 15 октября 2014 г. в Екатеринбурге, в рамках финальных мероприятий городского конкурса "Есть идея!" (блог). Название мастер-класса — фраза Дуга Лемова из книги "Мастерство учителя" (мой отзыв на книгу). Автор считает, что "научить учеников в полной мере понимать смысл того, что они читают, — самая большая услуга, которую может оказать им учитель". Я полностью согласна с автором в том, что формирование навыков осмысленного чтения не является задачей исключительно учителей литературы. Вне зависимости от того, какой предмет вы преподаёте, одной из приоритетных задач должна стать работа по развитию навыков функционального чтения. Поэтому на уроках использую художественную литературу для иллюстрации понятий, процессов и явлений обществоведческого курса. Начинала с анализа отдельных фрагментов: такой формат, во-первых, не требует больших затрат времени, а во-вторых, серьёзных проблем с подбором литературы никогда не возникало — активно использую материалы разных лет Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию, что-то подсматриваю у коллег в сети, какие-то задания делаю сама (читаю много, и в процессе чтения нередко ловлю себя на мысли: как применить то или иное произведение для изучения обществознания). В последний год пробую работать, выстраивая урок на основе изучения какого-то произведения целиком. Побудил меня к этому проект "Читать не вредно — вредно не читать" (сайт проекта), одним из организаторов которого я являюсь (мой виртуальный читательский дневник), а точнее, прочитанные в рамках проекта книги Тода Штрассера "Волна" (мой отзыв на книгу) и Евгения Ельчина "Сталинский нос" (мой отзыв на книгу). На мой взгляд, произведение художественной литературы, которое учитель планирует взять как источник социальной информации по одной из тем курса, должно отвечать следующим требованиям:
  • небольшой объём: чтение произведения не должно занять много времени;
  • доступность: выбранную книгу ученик может скачать, читать онлайн, она есть в школьной библиотеке и т. п. — то есть, поиск книги не должен оттянуть на себя значительные ресурсы;
  • сюжет книги должен "закрывать" какую-то тему(-ы) обществоведческого курса: если фрагменты произведений могут "работать" на раскрытие отдельных понятий темы, то брать на урок целое произведение имеет смысл тогда, когда на его материале можно в значительной степени раскрыть содержание какой-то темы;
  • книга должна создавать яркий образ, её содержание должно в хорошем смысле шокировать подростка — "клиповое" мышление современных школьников постоянно ставит перед учителем вопрос: как "залезть" в голову, чем тронуть душу, заставить удивляться, сопереживать, удержит внимание...
Оба названных выше произведения целиком удовлетворяют этим требованиям.

В презентации к мастер-классу я собрала ссылки на педагогические сценарии с использованием произведений художественной литературы при изучении обществоведческого курса.

Планировала на мастер-классе поработать ещё и с раздаточным материалом, однако до него руки так и не дошли. А потому просто публикую ссылку на него здесь: примеры заданий на основе фрагментов художественной литературы по разным темам.

Благодарю директора Екатеринбургского Дома Учителя +Елена Квашнина за приглашение выступить с такой нетипичной для учителя не литературы темой. В процессе подготовки к мастер-классу я смогла хоть немного систематизировать тот опыт, который накоплен на данный момент, а также получить идеи для дальнейшей работы в этом направлении. Сначала немного переживала, что не удалось организовать в рамках мастер-класса работу с педагогами по книге Ольги Громовой "Сахарный ребёнок" (для этого надо было, чтобы педагоги, пришедшие на мастер-класс, прочитали эту книгу заранее), а потом поняла, что, во-первых, в рамках 45-минутного мастер-класса сделать это было бы нереально (либо пришлось бы убирать описание опыта), а во-вторых, мне показалось, что в большинстве своём, педагоги не были готовы к такой работе: светлые глаза, благодарные слушатели — они пришли на мастер-класс с целью узнать что-то новое, а не создать что-то новое самостоятельно. Значит, ещё не время. Значит, всё ещё впереди. Но мне не хватило именно обратной связи от слушателей: ни в устной форме, ни, к примеру, в формате комментариев к странице мастер-класса. Да, конечно, была библиотекарь +Елена Цекова (Елена, спасибо Вам большое! Я всегда немного пасую перед Вами, читая Ваши отзывы на книги, мне кажется, что я читаю какие-то не те книги, и как-то совсем не так чувствую, очень-очень рада знакомству с Вами — виртуальному, а теперь ещё и реальному), которая написала об этом дне в своём блоге. Горжусь тем, что на моём мастер-классе была и автор "Сахарного ребёнка" Ольга Громова, главный редактор журнала "Библиотека в школе", которая по окончании мастер-класса нашла для меня несколько тёплых слов, было очень приятно услышать её высокую оценку моей работы. Но я сама — учитель, а потому мне, конечно бы, хотелось больше обратной связи именно от коллег.

Организаторы делали видеозапись всех мастер-классов, состоявшихся в этот день. Как только видео станет доступным, положу его сюда.
. Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...