Мой блог - для учеников и учителей. О целях и структуре блога можно прочитать здесь.

О том, каким я вижу современного учителя, можно прочитать здесь.

суббота, 31 января 2015 г.

Что, кроме урока и учебника

Так получилось, что за последние несколько месяцев у меня было два выступления, посвящённых альтернативным формам организации учебной деятельности. Причём, оба они, по сути, "посягали на святое": первое — на урок, второе — на учебник. 

У этих двух выступлений похожими были не только темы. В обоих случаях я использовала совершенно новый для себя тип презентаций — я нарисовала отдельные слайды вручную, отсканировала их и потом уже поверху накладывала дополнительный материал: текст, фото, ссылки. Каждый раз источником вдохновения для меня были книги Франсуазы Буше: я просто брала отдельные страницы её книг и перерисовывала их, закладывая другое содержание.


Фото — +Ирина Вальковская
Первое выступление — "Что, кроме урока?" состоялось 3 ноября 2013 г. в "Артеке", в рамках семинара "Проектирование образовательного события" (сайт семинара). Первый день семинара начался с выступлений приглашённых экспертов, объединённых общей идеей: "Если не урок, то что?" Концепция развития МДЦ "Артек" заявляет в качестве основы построения новой образовательной системы "Артека" инновационную технологию — технологию образовательного события. Это игровая или проектная деятельность, которая по содержанию и результатам является метапредметной, а по формам организации — коллективной.  Запрос от организаторов семинара был связан с моим опытом работы с TEDами в учебной деятельности (подробно можно прочитать здесь). Для "Артека", у которого есть своя телестудия, куда приезжают интересные дети, которым есть что сказать,  этот формат мог бы быть очень актуальным.


Размещаю презентацию к своему выступлению.


Второе выступление состоялось на днях — 29 января 2015 года, хотя идея возникла гораздо раньше. Чуть более полугода назад на одном из совещаний из уст одного педагога/методиста/чиновника от образования услышала фразу: "Есть некоторые учителя, которые совершенно не работают с учебником!". Сказано это было с крайней негативной интонацией и недвусмысленными взглядами в мою сторону. Да, я тот самый учитель, который практически не работает с учебником на уроке. В том смысле, что не говорит: "А теперь дети, открываем учебник на странице такой-то, читаем/составляем план/конспект/отвечаем на вопросы..." Потому, что считаю, что:
  • учебник давно перестал быть для ученика, старшеклассника основным источником информации, в лучшем случае — это факультативный источник;
  • гораздо важнее научить подростка работе с разнообразными источниками информации, умению находить, отбирать, критически осмысливать, систематизировать информацию, которая представлена в разных знаковых формах и педагогически не адаптирована.
При этом у меня на уроках всегда можно пользоваться учебником, если речь не идёт о контрольной работе.

Поэтому для меня такая реплика прозвучала как вызов. И — решила обязательно сделать семинар на тему "Что, кроме учебника?" Тем более, что вопросом использования разнообразных объектов в качестве учебных в системе занимаюсь больше двух лет. Очень мощный толчок и уверенность в правильности пути дало в своё время заседание Педагогического клуба сетевого взаимодействия (об этом я писала здесь), затем были публикации об артефактпедагогике в Сети и совместный поиск таких объектов-артефактов: всегда очень благодарна коллегам, которые щедро делятся своими идеями. В конце прошлого года услышала новое для себя слово — бриколаж: сначала термин был представлен в качестве одного из принципов обучения, выделенных британскими специалистами (об этом рассказал проект Edutainme). Затем была отличная статья на Галактике +Ljudmilla Rozhdestvenskaja. Эти публикации убедили меня: я — тот самый бриколёр, который ищет новые, подчас совершенно неожиданные средства (у меня был опыт организации и проведения урока, основным содержательным источником которого была... подборка публикаций учащихся гимназии из популярной у подростков социальной сети), использует разнообразные источники информации, чтобы через них передать содержание учебного предмета.


Фото — +Vitaliy Kochetov 
Случай поделиться своими размышлениями с коллегами предоставился в связи с проведением на базе нашей гимназии регионального этапа Всероссийской олимпиады по обществознанию. Не знаю, какой опыт существует в других регионах, но у нас последние годы учителя, привозя детей на олимпиаду, просто ждут их часами в отдельном кабинете, занимаясь своими делами. Меня давно напрягала эта ситуация: как так — приехали педагоги почти со всей области, это же такая прекрасная возможность организовать для них в рамках олимпиады какую-то активность в любом формате: лекцию вузовского преподавателя, представление опыта коллеги, обзор новинок учебно-методических материалов и т. п. На правах принимающей стороны решили взять это дело в свои руки и предложить всем желающим педагогам познакомиться с моим опытом работы. В программу олимпиады, правда, мой семинар не включили, поэтому педагоги узнавали о семинаре непосредственно в день олимпиады.

Презентация к семинару.


На семинар пришли около двадцати человек. По окончанию работы я предложила коллегам поделиться своими впечатлениями и заполнить анкету. Очень жаль, что откликнулись всего пятеро участников, и мне остаётся только гадать о том, насколько предложенный на семинаре опыт был актуален и полезен для остальной аудитории. Выкладываю ответы тех, кто заполнил анкету.
Меня не может не радовать ответ на третий вопрос. Буду рада ещё больше, если желание использовать представленный опыт станет действительностью.

Пока писала этот пост, в Сети появилось интервью с Майклом Стронгом. Не могу удержаться, чтобы не процитировать — настолько это созвучно написанному выше.
Учебники – это пустая трата времени. Иногда они полезны для подготовки к специфическим экзаменам или как источники, но обычно проще заглянуть в Википедию.
Помню, об изучении Википедии +Yuri Eelmaa писал ещё в 2011 году (вот здесь можно прочитать).
Я самоучка всё, что мне хочется, изучаю сам. Технологии любят таких людей. Когда ученики задают мне вопросы, я говорю: «Google - ваш друг, вы должны уметь с ним обращаться».
А это —  мой ответ тем педагогам, которые охают и ахают: как я, историк по образованию, осваивала сетевые технологии. Именно так.

Готовила семинар с мыслями о Международной конференции "Информационные технологии для Новой школы" (сайт конференции, ещё можно успеть зарегистрироваться для участия). Сейчас вот думаю: может ли этот материал стать основой для мастер-класса? +Зинаида Смирнова+Александр Федосов, как думаете?  
. Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...