Мой блог - для учеников и учителей. О целях и структуре блога можно прочитать здесь.

О том, каким я вижу современного учителя, можно прочитать здесь.

четверг, 5 марта 2015 г.

Вебинары: мои первые опыты

Источник картинки
В книге Игоря Манна "Номер 1. Как стать лучшим в том, что ты делаешь" (мой отзыв на книгу можно прочитать здесь) в разделе "Личное развитие", одним из важных учений названо умение выступать публично. Среди различных советов по развитию этого умения, обратила внимание на такую фразу:
Отдельное умение — "публичное" выступление на вебинарах. Здесь держать аудиторию ещё сложнее. Соглашайтесь выступать на вебинарах только тогда, когда будете считать, что вы очень хорошо выступаете офлайн.
Действительно, выступления на вебинарах имеют свою специфику. Когда ты говоришь и показываешь "в пустоту", когда не видишь лиц слушателей, а сам предстаёшь перед ними в виде "говорящей головы", гораздо сложнее и удерживать внимание аудитории, и обеспечивать обратную связь. Сама я много раз принимала участие в вебинарах в качестве слушателя (прежде всего, в вебинарах, организуемых порталом Zillion и издательством "Просвещение"). Какие-то из них были очень удачными: открывали для меня новых людей и новые направления профессионального и личного развития (к примеру, именно на вебинаре я впервые познакомилась с +Сергей Гевлич, именно по его рекомендациям с вебинара начала читать книги по визуальному мышлению), какие-то закрывала, не дослушав/не досмотрев до конца — не хотела тратить время на прослушивание банальностей, особенно когда ведущий не особенно старался увлечь аудиторию, а монотонно читал с листа.

Однако, попробовать себя в качестве ведущего вебинара долго не могла решиться. Несмотря на то, что опыт проведения дистанционных занятий у меня есть, но одно дело — общение с одним учеником по скайпу или организация дистанционного взаимодействия со своими очными учениками, которых ты хорошо знаешь, другое — выступление на незнакомую аудиторию, неопределённую ни по количеству, ни по целям присутствия на вебинаре. 

Решилась только в ноябре прошлого года, в рамках IV Международной научно-практической интернет- конференции "Виртуальная реальность современного образования", организатором которой выступил Институт информатизации образования МГГУ им. М. А. Шолохова. Тема вебинара, предложенная мне М. Е. Вайндорф-Сысоевой — "Удачи в образовании и их происхождение", сначала поставила меня в тупик. Однако, именно упомянутая выше книга Игоря Манна пришла мне на помощь, когда потребовалось выстроить структуру вебинара. По сути, этот вебинар стал попыткой описать собственный путь профессионального развития: что и с помощью каких средств я систематически делаю для повышения своей квалификации.

Презентация к вебинару

Страница конференции (можно познакомиться с описанием и записью вебинаров, а также прочитать отзывы участников).

Второй опыт проведения вебинара состоялся благодаря +Светлана Павлова, которая методично убеждала меня в необходимости развиваться как ведущей вебинара дальше. И вот — вебинар "Нестандартные формы аттестации" стал первым опытом дистанционной работы с участниками, заплатившими за право участвовать в вебинаре. Для меня тема является очень актуальной, т. к. ежегодно я ищу новые формы организации промежуточной аттестации. Я постоянно размышляю над вопросом: как сделать экзамен не просто формой обобщения и контроля знаний учащихся, но и средством развития их внутренней мотивации к изучению предмета.

Презентация к вебинару

Запись вебинара можно посмотреть здесь.

Полтора года назад мы с +Елена Воронина задумали читательский проект. Проект живёт, прирастает участниками, интересными отзывами на книги. Мы с Еленой не раз представляли свой проект на различных площадках. Никогда не отказываемся, если нас просят рассказать о проекте, так как сами читающие люди и готовы распространять идею систематического чтения. Поэтому мы откликнулись на предложение одного организаторов другого читательского проекта — "Книжный шкаф поколения NEXT" (блог проекта) +Елена Смутнева — провести вебинар для участников проекта. Подробно об этом вебинаре я уже писала в своём проектном блоге, там же выложен и презентация к вебинару, и его видеозапись.

Все предыдущие вебинары были ориентированы на взрослую аудиторию. Однако, я всё же школьный учитель, а потому больше работаю со школьниками, нежели со взрослыми. Поэтому я с радостью откликнулась на предложение +Светлана Павлова провести вебинар для старшеклассников. Тема вебинара "Как писать эссе по обществознанию" актуальна для всех старшеклассников, кто сдаёт ЕГЭ по обществознанию, т. к. эссе является одним из типов заданий во второй части экзамена. Это единственное альтернативное задание, и оно же — самое "дорогое" по первичным баллам.

Презентация к вебинару

Запись вебинара можно посмотреть здесь.


Несколько выводов из моего, пока ещё скромного опыта. Возможно, они помогут будущим ведущим вебинаров — тем, кто только планирует эту форму в своей работе.
  • Технический. Обязательно протестируйте заранее платформу, на которой будете проводить вебинар. Её работоспособность может сильно зависеть не только от операционной системы и других настроек вашего компьютера, но и каких-то других факторов. К примеру, на один из вебинаров мы не могли настроить приемлемое качество картинки и звука из-за того, что платформа вебинара оказалась недружественной к операционной системе даже не компьютера, с которого я вела вебинар, а сервера (все вебинары проводила из гимназии, в которой работаю).
  • Содержательный. При отборе содержания вебинара подумайте  том, какие знания по этой теме могут быть у потенциальных участников. Понятно, что всё предусмотреть невозможно, но надо быть готовым к тому, что те вещи, которые очевидны для вас, могут не оказаться такими для ваших слушателей. Или к моменту вебинара у них сложилось устойчивое представление по этой теме, которое сильно отличается от вашего. Конечно, если вы планируете только передать информацию, вас это не будет волновать. Однако, если в процессе вебинара вы планируете каким-то образом взаимодействовать с аудиторией, надо быть к этому готовым. Отсюда — следующий пункт.
  • Организационно-методический. Я глубоко убеждена в том, что ведущий вебинара должен предусмотреть какую-то активность для своей аудитории, чтобы они не оставались пассивными слушателями, а включались в процесс обсуждения темы. Самый простой способ такой работы — через чат, который обычно есть на площадках для проведения вебинаров. Ведущий может задавать вопросы в процессе вебинара, давать какие-то небольшие задания участникам. Это и способ поддержки внимания аудитории и способ обратной связи.
  • Личностный. Поскольку цели у аудитории, пришедшей к вам на вебинар, могут сильно различаться, необходимо, на мой взгляд, даже в рамках такой ограниченной по времени активности, индивидуализировать процесс. Пока я вижу здесь только один способ — дать участникам доступ ко всем материалам вебинара, в первую очередь, к презентации ведущего. Причём, в большинстве случаев, сделать это уместно в начале, а не в конце вебинара. Я обычно кидаю ссылку на презентацию в чат — это необходимо ещё и потому, что мои презентации, как правило, наполнены ссылками. Загруженная на вебинар, презентация доступна для управления только ведущему вебинара и создателю комнаты. Участники не могут ни листать слайды самостоятельно, ни переходить по ссылкам. При этом я не боюсь, что получив доступ к презентации, часть участников просто уйдут её изучать, а не останутся в комнате. Даже если это и произойдёт, с вами останутся самые мотивированные. Кроме того, как бы нескромно это ни звучит, но я всегда больше, чем моя презентация.

Это мои первые опыты. И они мне нравятся. Проведение вебинаров даёт мне какой-то новый драйв, новые возможности для развития. Поэтому буду продолжать.

1 комментарий:

  1. К наиболее продвинутым методикам профсовершенствования относят такие меры как - организация вебинаров, да и система видеоконференции здесь не лишняя, а в современном варианте - организация видеоконференции через интернет. Это веление времени, и если есть реальная необходимость то следует пользоваться тут специально предназначенным сервисом

    ОтветитьУдалить

. Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...